
"Моей отправной точкой было предположение, что у людей есть эти автоматические — то есть неявные или укоренившиеся — убеждения о душе и загробной жизни, как мы можем измерить эти неявные убеждения??,"сказала Стефани Энглин, докторант психологии в Школе искусств и наук Рутгерса.
Ее исследование «О природе скрытых душевных убеждений: когда прошлое важнее настоящего» опубликовано в последнем выпуске Британского журнала социальной психологии.
Энглин спросил 348 студентов-психологов об их убеждениях относительно души и загробной жизни, когда им было 10 лет, а сейчас. (Средний возраст студентов был чуть старше 18 лет.) Их ответы дали ей явные убеждения студентов — то есть то, во что, по словам студентов, они верят сейчас, и во что, как они помнили, верили, когда им было 10 лет.
Энглин обнаружила, что неявные представления ее испытуемых о душе и загробной жизни были близки к тому, что они помнили как свои детские убеждения. Но эти неявные убеждения часто сильно отличались от их явных убеждений — во что, по их словам, они верили сейчас.
Она жаловалась на скрытую веру по религиозной принадлежности, включая верующих и неверующих, и не нашла между ними разницы. «Это говорит о том, что неявные убеждения одинаково сильны среди религиозных и нерелигиозных людей», — сказала она.
Результат не удивил Энглина. Она знала об эксперименте, опубликованном в журнале Journal of Personality and Social Psychology в 2009 году, в котором исследователи просили людей подписать контракт о продаже их душ экспериментатору за 2 доллара. «Практически никто не подписал, хотя исследователи сказали им, что это на самом деле не контракт, и он будет немедленно уничтожен», — сказала она.
Энглин использовал известный статистический инструмент, Тест неявных ассоциаций, чтобы измерить неявные убеждения испытуемых о душе и загробной жизни. В этом тесте каждый испытуемый видит два концептуальных слова в паре в верхней части экрана своего компьютера — в данном случае «душа» в паре с «реальным» или «фальшивым», чтобы оценить его или ее убеждения о душе; «душа» в паре с «вечным» или «смертью», чтобы обратиться к убеждениям о загробной жизни.
Затем на экране мигает серия слов, и испытуемый должен указать, нажимая клавишу, подходит ли каждое слово к двум словам сверху.
«Например, если бы у вас на экране было« душа »и« фальшивка », такие слова, как« ложный »или« искусственный », подошли бы к этой категории, а такие слова, как« существующий »или« истинный »- нет», — сказал Энглин.
Энглин признает, что у ее исследований есть ограничения, но предполагает, что эти ограничения открывают возможности для будущих исследований.
Она исследовала неявные и явные убеждения своих испытуемых только о душе и загробной жизни, а не о связи этих убеждений с убеждениями о социальных или политических вопросах. И ей приходилось полагаться на воспоминания своих подопытных о том, во что они верили, когда были детьми.
«Было бы действительно полезно провести лонгитюдное исследование, в котором рассматривались бы те же идеи», — сказал Энглин. "То есть изучать группу людей с течением времени, от детства до взрослой жизни, и изучать их представления о душе и загробной жизни по мере их развития."