Профессор Ларивьер и его коллеги получили свои результаты, проанализировав все научные статьи, проиндексированные в базе данных Web of Science и опубликованные в период с 1973 по 2013 год. Затем, чтобы проследить эволюцию владельцев журналов на сложном и динамичном рынке академических публикаций, исследователи проанализировали историю слияний и поглощений, а также онлайн-пресс-релизы издателей, а также их профили. «При более внимательном рассмотрении различных исследовательских дисциплин мы отметили, что некоторые дисциплины вышли из-под контроля крупных издателей», — сказал Ларивьер. "Это случай биомедицинских исследований, физики, искусства и гуманитарных наук. В случае с искусством и гуманитарными науками это объясняется большим количеством местных книг и журналов, которые распространяют исследования и медленнее переходят на цифровой формат. И наоборот, более двух третей журналов в области химии, психологии, социальных наук и профессиональных областей издаются одним из крупных издательств."
Несколько факторов помогают объяснить невероятную прибыльность этой отрасли. В частности, издателям не нужно платить за статьи или за их контроль качества, которые бесплатно предоставляются научным сообществом. Кроме того, издатели имеют монополию на содержание журналов, которые в цифровом формате могут публиковаться в виде единственного экземпляра, доступ к которому затем продается нескольким покупателям.
Научное сообщество начало протестовать против агрессивной коммерческой практики крупных издателей, сказал Ларивьер, приводя пример кампании «Стоимость знаний», которая побуждает исследователей прекратить участие в качестве авторов, редакторов и рецензентов журналов Elsevier.
Кроме того, университеты прекратили переговоры с крупными издателями и пригрозили бойкотировать их, а некоторые просто отменили подписку на эти журналы. Однако масштабы этого движения ограничены, поскольку журналы по-прежнему являются источником научного капитала для исследователей. «Пока публикация в журналах с высоким импакт-фактором является требованием для исследователей для получения должностей, финансирования исследований и признания коллег, крупные коммерческие издатели сохранят свою позицию в системе академических публикаций», — сказал Ларивьер.
Действительно, у крупных издательств есть инфраструктура и ресурсы, необходимые для публикации и распространения научных журналов. "Можно было бы ожидать, что приобретение журнала крупным издателем повысит узнаваемость журнала. Однако наше исследование показывает, что нет явного увеличения цитируемости после перехода от малого к крупному издателю », — воскликнул Ларивьер. "Наши результаты ставят под сомнение реальную добавленную стоимость крупных издателей. В конечном итоге вопрос заключается в том, оправдывают ли услуги, предоставляемые этими издателями научному сообществу, растущую долю выделяемых им университетских бюджетов."