Однако когда дело доходит до того, чтобы научиться себя вести, не только люди смотрят на своих мам.Под руководством Ричарда Рэнгема, профессора биологической антропологии Рут Мур, группа исследователей впервые показала, что шимпанзе учатся определенным стилям ухода от своих матерей. Обучившись, шимпанзе продолжали вести себя таким же образом даже спустя долгое время после смерти своей матери. Исследование описано в статье от 21 ноября в Current Biology.
«Я думаю, что это действительно показывает, насколько сильно материнское влияние», — сказал Рэнгхэм. «Это очень мило, правда — нашему старшему известному сыну было почти 40 лет, и он все еще делал то, что делала его давно умершая мать».Такое поведение, известное как «груминг с опущенными руками», проявляется во время регулярных сеансов ухода за шимпанзе в течение дня. Когда два шимпанзе ухаживают друг за другом, каждый поднимает одну руку и либо сцепляет руки, либо скрещивает руки, продолжая ухаживать. Хотя короткие сеансы — в среднем всего около 45 секунд, — поведение шимпанзе наблюдали до десяти раз в день.
Но в то время как у шимпанзе универсальное поведение по уходу за шерстью рук — нет.По словам Рэнгхэма, такое поведение наблюдалось в восьми популяциях шимпанзе по всей Африке, каждая из которых демонстрирует разную скорость сжимания и несжатия, но заметно отсутствует в трех других хорошо изученных популяциях.
Однако неясно, следует ли придавать какое-либо значение этим различиям — в настоящее время исследователи не имеют четкого ответа, почему шимпанзе занимаются грумингом с высокими руками или какую пользу они получают от этого.«Итак, мы хотели понять, что отвечает за различия в сцеплении ладонью к ладони», — сказал Рэнгхэм. «Когда молодая женщина присоединяется к новой группе, она смотрит на то, что делают все остальные … и затем делает то, что остальная часть группы делает всю оставшуюся жизнь?»Чтобы выяснить это, Рэнгем и его коллеги собрали самые подробные данные о том, как и как часто шимпанзе в определенной популяции занимались грумингом с опущенными руками, и быстро поняли, что почти все предыдущие теории о поведении были ошибочными.«Этот тип поведения, который во многих отношениях кажется таким тривиальным — будь то сцепление рук или скрещивание рук — был предложен как сигнал о членстве в группе», — сказал Рэнгхэм. «Люди часто видят такое странное поведение, которое мы наблюдаем у шимпанзе, и задаются вопросом, не является ли это своего рода знаком групповой идентификации».
«В качестве альтернативы люди предположили, что, возможно, это сигнализирует об особом типе социальных отношений, если два человека делают это чаще друг с другом. Но то, что мы показываем в этой статье, — это то, что ни одна из очевидных возможностей не раскрывается», — сказал Рэнгхэм. «Модель широко варьируется внутри группы, она не связана тесно с дружбой, она не зависит от возраста или пола, и не зависит от того, как долго человек находится в сообществе».По его словам, единственная связь, которую смогли установить исследователи, — это материнская связь.
Шимпанзе копируют своих матерей, не отождествляя себя с более широким сообществом.Как и человеческие дети, молодые шимпанзе учатся многим образцам поведения от своих матерей, от того, какую пищу есть, как пользоваться инструментами, а среди матерей, которые этим занимаются, — как правильно ухаживать за собой. А поскольку молодые шимпанзе могут ухаживать почти исключительно со своими матерями примерно до 12 лет, Рэнгэм сказал, что неудивительно, что стиль ухода остается с ними и во взрослой жизни.
«Даже когда они взрослые, даже после того, как их матери давно умерли, они все равно делают это так же, как их мать». — сказал Рэнгем. «Это первый раз, когда кто-то осознал это, и картина восхитительно ясна».Хотя заманчиво придать поведению какое-то большее значение, Рэнгхэм сказал, что исследования, проведенные до сих пор, не смогли показать, несет ли уход за телом какое-либо социальное значение.«Люди могут говорить, что это важно, потому что они придерживаются этого», — сказал он. «Но альтернативная точка зрения состоит в том, что никого в группе это не волнует. Никогда не бывает отказа (когда застежка встречает не застегивающуюся) — все склонны думать, что это то, что будет больше замечено среди людей, имеющих крепкий союз. отношения, но это оказалось неправдой ".
Это открытие, по словам Рэнгема, оставляет несколько вопросов, на которые еще предстоит ответить, и есть надежда, что дальнейшие исследования могут еще дать некоторое представление о поведении.«Теперь, когда мы знаем, что некоторые семьи берут руки за руки в 90% случаев, а в других — только в 10%, что произойдет, когда два человека будут ухаживать за руками вместе, когда один будет застегивать, а другой — нет?» — сказал Рэнгем. «Что решает, какой образец они будут использовать?
Это доминирование? Это человек более высокого ранга?
«Наши текущие данные свидетельствуют о том, что ни доминирование, ни возраст не имеют значения. В конце концов, я надеюсь, что мы сможем понять социальную значимость этого причудливого поведения. Если мы сможем найти закономерность, по которой человек« выигрывает », когда пряжка обхаживает не застегивающуюся пряжку, может быть, мы сможем понять, почему люди вообще ухаживают за собой ".