Специализация: привередливые осы лучше выживают, как показывают исследования.

Шаг впередРезультаты, полученные Сильвией Россинелли, доктором философии, опубликованы в научном журнале Functional Ecology. Студент и д-р Свен Бахер, старший преподаватель (maitre d’enseignement et de recherche) кафедры биологии Фрибургского университета, впервые убедительно подтверждают важность компромиссов в эволюции специализации.

Два исследователя проанализировали выживаемость паразитических ос, выпущенных по всему миру для борьбы с насекомыми-вредителями. Паразитические осы, так называемые паразитоиды, являются одной из крупнейших групп насекомых, насчитывающей около 1 миллиона видов. Они паразитируют на других видах насекомых, откладывая яйца на теле хозяина или внутри него.

Эти яйца затем развиваются в личинок и в конечном итоге убивают хозяина. Уже более 100 лет паразитические осы широко используются для биологической борьбы с насекомыми-вредителями во всем мире.

Внутри этой группы насекомых встречаются все степени широты рациона, однако наиболее распространены узкие диапазоны хозяев.На сегодняшний день исследование, проведенное Сильвией Россинелли и Свеном Бахером, является наиболее исчерпывающим.

Ученые обнаружили, что специализированные осы, то есть те, которые могут паразитировать только на нескольких видах вредителей, имеют больше шансов создать стабильную популяцию, чем универсальные виды с широким кругом хозяев. Таким образом, эти результаты подтверждают гипотезу о том, что специалисты обычно более эффективно используют свои хосты, чем универсалы. Этот вывод убедительно свидетельствует о том, что компромиссы играют важную роль в появлении специалистов в эволюционной истории этой мега-разнообразной группы паразитических ос.

Однако Сильвия Россинелли и Свен Бахер также отмечают, что специализация не всегда дает преимущества; в средах, где их предпочтительный хост недоступен, универсалы извлекут выгоду из возможности использовать множество альтернативных хостов.