Мужчины хранят секрет, чтобы защитить женщин от рассеянного склероза: молекула Guardian, индуцированная тестостероном, обращает вспять вредный иммунный ответ, устраняет симптомы болезни у самок мышей.

Ученые выяснили, как это работает. Используя мышиную модель рассеянного склероза, они определили молекулу-охранник, запускаемую тестостероном, которая, по-видимому, защищает мужчин от болезней.

Когда больные самки мышей лечат этой защитной молекулой, их симптомы исчезают, сообщает новое исследование Northwestern Medicine.«Это предполагает механизм снижения заболеваемости рассеянным склерозом и другими аутоиммунными заболеваниями у мужчин по сравнению с женщинами», — сказала ведущий автор исследования Мелисса Браун, профессор микробиологии / иммунологии в Медицинской школе Файнберга Северо-Западного университета. «Эти открытия могут привести к совершенно новому виду терапии рассеянного склероза, в котором мы очень нуждаемся».

Статья будет опубликована в Трудах Национальной академии наук 29 января.У женщин заболеваемость РС в три-четыре раза выше, чем у мужчин, а более низкая заболеваемость у мужчин частично связана с более высоким уровнем тестостерона. Но до сих пор ученые не понимали, как этот гормон обеспечивает защиту. Новое исследование показало, как действует тестостерон и как женщины могут извлечь из этого пользу.

«Вот почему так важно изучать половые различия в исследованиях», — сказал Браун.Открытие произошло из-за более ранней счастливой ошибки в лаборатории, в которой мыши-самцы использовались вместо самок, потому что аспирант еще не научился определять почти незаметные гениталии самцов мышей.При РС иммунные клетки атакуют миелиновую оболочку, мембрану, которая обвивает нервные аксоны в головном и спинном мозге. Оболочка действует как изоляция и помогает передавать нервные сигналы от головного и спинного мозга к остальному телу.

Повреждение миелиновой оболочки нарушает нормальную проводимость нервных сигналов и может привести к множеству симптомов, включая сенсорные нарушения, потерю двигательной функции и когнитивные нарушения.Ученые Северо-Запада показали, что тестостерон заставляет тучные клетки, тип иммунных клеток, продуцировать молекулу-хранитель, цитокин IL-33, у самцов мышей. Молекула-хранитель запускает каскад химических веществ, который предотвращает развитие другого типа иммунных клеток, так называемых клеток Th17, которые могут напрямую атаковать миелин.

В этой модели заболевания, подобной РС у людей, у женщин развивается более болезненный иммунный ответ Th17, чем у мужчин. Эти клетки Th17 атакуют и разрушают миелин. Но эта повреждающая реакция была обращена у женщин обработкой IL-33.

«Поскольку уровень тестостерона у взрослых женщин в семь-восемь раз ниже, чем у мужчин, мы предполагаем, что у женщин его недостаточно для активации этого защитного пути», — сказал Браун. «Но мы показали, что можем активировать этот путь с помощью молекулы-хранителя, IL-33».Помимо более высокой заболеваемости РС у женщин, существуют также половые различия в среднем возрасте начала и подтипе заболевания. У женщин обычно развивается рассеянный склероз в более молодом возрасте, и у них обычно рецидивирующе-ремиттирующее течение болезни. У мужчин заболевание развивается в более позднем возрасте, и обычно оно продолжает ухудшаться без периодов улучшения.

Развитие заболевания у мужчин также коррелирует с возрастным снижением уровня тестостерона.Несмотря на то, что в разработке эффективных лекарственных препаратов для пациентов с рассеянным склерозом были сделаны некоторые новые открытия, большинство из них работает путем подавления иммунной системы, делая пациентов более восприимчивыми к определенным инфекциям и / или вызывая общее недомогание.Ограниченные клинические испытания с участием мужчин-пациентов с РС показали, что лечение тестостероном в течение 12 месяцев может частично обратить вспять признаки миелиновой и нервной дегенерации и облегчить симптомы. Однако краткосрочное введение тестостерона не является жизнеспособной терапией ни для мужчин, ни для женщин из-за множества нежелательных побочных эффектов.

«Наши результаты определили новые и более специфические клеточные и молекулярные мишени для иммунного вмешательства, которые, как мы надеемся, приведут к более совершенным методам лечения, не затрагивающим большую часть иммунной системы», — сказал Браун. «Этот защитный путь, управляемый тестостероном, также должен быть изучен при других аутоиммунных заболеваниях, обусловленных женскими факторами».